20 марта 2018 г.

«Маленький принц» в Озерске и Петербурге. Сравним?

Предлагаем вашему вниманию размышления одной из наших постоянных зрительниц Натальи Биричевой о спектакле «Маленький принц». Она посмотрела постановки по сказочной повести А.деСент-Экзюпери в Санкт-Петербургском Большом театре кукол и Озерском театре кукол «Золотой петушок».
   
  Примерно год назад я как-то спонтанно решила перечитать «Маленького принца” Экзюпери, уж больно часто стали в прессе цитировать несколько фраз из этого произведения. А через некоторое время, собираясь в очередную поездку в Питер, я в интернете увидела фотографии спектакля Большого театра кукол «Маленький принц”, влюбилась в яркого Лиса (такой красавчик на снимке!) и решила обязательно попасть на на спектакль. На моё счастье билеты удалось купить, и я имела возможность получить впечатления от многожды отмеченного разными наградами спектакля на дневном спектакле для детей. А уже дома, в Озёрске, я посмотрела этот спектакль в нашем «Золотом петушке”. Так что появилась возможность сравнить два разных подхода к одному и тому же произведению.
 
  Сразу скажу, что озёрский спектакль мне показался гораздо ближе к произведению, гораздо глубже и вызывает больше ассоциаций. Питерский спектакль короче по времени и как-то больше предназначен для детей. Там всё действие происходит в умело созданном пространстве, где Принц-кукла путешествует по разным планетам, и каждая из них открывается в отдельном окошке на единой декорации. Это очень экономит время и не отвлекает зрителя. В озёрском спектакле сильно отвлекают многочисленные перемещения актёров и многочисленные превращения Принца то в человека, то в куклу.
 
  Но в нашем театре бесподобно построены сцены посещения Маленьким принцем отдельных планет. Мне показалось, что это мини-спектакли внутри одного большого. Эти сцены вызывают и улыбку, и смех, и сожаление о том, что всё это (пьянство, скопидомство, карьеризм) никуда не делось. Если в питерском спектакле душу греет кукла Лиса, огонька и живчика, то в озёрском для меня вне конкуренции стала кукла Розы. Роза, любимица Принца, и элегантна, и капризна, и нежна, и рассудительна — она разная, как все мы в жизни. И счастье, что она наконец понимает, как ценна любовь того, кто рядом., что надо любить не только себя.
     
  В озёрском спектакле пронзительнее чувствуешь, как одиноки в мире люди, как огромен космос, где все мы — песчинки, и поэтому надо быть внимательным к тому, кто рядом с тобой, чаще смотреть на звёзды и думать о том, что хорошего ты ещё можешь сделать в своей такой короткой по вселенским масштабам жизни. Именно этим наш спектакль близок к книге. Питерский же, по- моему, больше рассчитан на детей и не вызывает мгновенных философских ассоциаций, заложенных в тексте Экзюпери. Для детей на том конкретном спектакле, где я была, многие фразы и реплики героев были плохо слышны (из-за декорации,что ли?, хотя сидела я на втором ряду), и они, в моём представлении, воспринимали только визуальную картинку и перемещение персонажей, не особо вникая в смысл. Ещё бросилось в глаза то, что в зале было очень немного детей с мамами, бабушками. Взрослые просто отправляли детей в зал, а сами ожидали их в фойе. По-моему, такой спектакль дети должны смотреть с родителями, иначе нечего будет с ребёнком обсуждать, и посещение театра оказывается просто действием «для галочки”. Спектаклю «Золотого петушка” очень помогает умело подобранное музыкальное сопровождение, музыка настраивает и помогает восприятию, а в питерском «Маленьком принце” я её почти не заметила. Так что эти два спектакля получились очень разными, и я не могу сказать однозначно, какой лучше. В каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Но ни в одном из них я не увидела того Маленького принца, которого создал Экзюпери. Но на наш спектакль я обязательно приду ещё раз… Он того стоит!
   

Похожие новости