4 июля 2018 г.

Борис Макаров. Интервью перед отъездом.

На днях стало известно, что директор театра кукол «Золотой петушок» Борис Анатольевич Макаров уезжает из Озёрска. Человек он скромный, о нем почти нет публикаций в местных СМИ. Борис Анатольевич согласился на интервью перед своим отъездом, и мы немного поговорили о театральной жизни, о профессии актёра-кукольника и о предстоящей премьере в «Золотом петушке».
    Справка. В 1978 году окончил ЛГИТМиК ( отделение «Театр кукол”, курс Сергея Константиновича Жукова). Работал актёром в Большом театре кукол (Санкт-Петербург). Художественный руководитель и режиссёр муниципального театра кукол «Золотой петушок” (город Озерск Челябинской области) с 2010 года. Заслуженный артист России (2004). С 2000 г. Б. А. Макаров сочетает свою основную профессию актера с творчеством драматурга, пишет пьесы под псевдонимом М. Василек. Им создано более 10 произведений для театра кукол и драматического театра. Некоторые из его пьес поставлены на сценах различных театров кукол России.
- Почему именно театр кукол? Откуда появилось стремление стать кукольником?
    - Дело все в том, что после первой неудачной попытки поступить в театральный институт вернулся домой, в Ростов-на-Дону, устроился в местный театр кукол монтировщиком сцены. Когда снова поступал в ЛГИТМиК, друзья мне сказали, что на кафедре «Театр кукол» идет набор. Я пришел. И остался в этой профессии. Нам, студентам, преподавали заслуженный деятель искусств Сергей Константинович Жуков, которого я считаю лучшим педагогом-кукольником в стране, и профессор Михаил Михайлович Королёв, который был завкафедрой театра кукол в ЛГИТМиК. После окончания вуза был приглашен в Ленинградский Большой театр кукол, служил там актёром тридцать лет, сыграл около ста ролей, с 1986 года я стал выезжать на постановку спектаклей в других городах.
  ма_2.jpg - А в Озёрске как оказались?
    - Однажды в Кемерове довелось встретиться Владимиром Куликом (тогда директором озёрского театра кукол) и Натальей Шимкевич, она была художественным руководителем театра. Они уговорили меня приехать в Озёрск и познакомиться с труппой. У меня уже было предложение возглавить театр кукол в другом городе, но переговоры затянулись. Меня пригласили поставить спектакль в Озёрске. Первоначально планировалось, что я приеду поставить пару спектаклей, длительных планов не было, но город меня очаровал. Озеро, воздух… Я приехал летом. И в мой день рождения ребята сделали капустник, поздравив меня. Этим меня подкупили, и я решил остаться сначала на год. В 2008 году в Озёрск приехали выпускники ЕГТИ с курса Жукова, моего мастера. И Владимир Кулик пригласил их работать в Озерск. Мы были близки по духу, понимали друг друга, и я остался. Как я мог их бросить?
- Борис Анатольевич, а вас не коробит, когда говорят «кукольный театр»?
    - Меня коробило и коробит. В Ростове на фасаде было написано «Театр кукол», и с детства знал, как правильно. Я всегда говорю: кукольный театр у Карабаса Барабаса, потому что там действующие лица куклы, а у нас в театре – актёры-кукольники.
  ма_9.jpg - Какие из спектаклей, поставленные в Озёрске, ваши любимые?
    - До глубины души трогает по сей день спектакль, когда я его смотрю: «А я не верю похоронке…», хоть он и создавался для взрослых. Из детских — «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» режиссера-постановщика Нины Тумановой.
- Вы считаете, театр кукол должен иметь в репертуаре спектакли для взрослых? Нужно ли охватывать «взрослый» сегмент?
    - Вы знаете, в Ростове спектакли для взрослых начали ставить в 1955 году. В Большом театре кукол в 1956 году спектакль «Из жизни насекомых» получил на фестивале в Бухаресте золотую медаль. В Ленинграде мы играли каждый вечер спектакли, вечерние были очень востребованы. Билеты продавались 1-го и 15-го числа каждого месяца. Всегда были аншлаги. Есть и спектакли-долгожители, которые показывают с середины 60-х годов. Спектакли для взрослых нужны, непременно. И «мамаша Кураж» в связи с последними событиями в стране актуальна.
- Театр кукол в последнее время довольно часто выезжал за пределы города, становился призёром и участником различных театральных фестивалей. Какова польза от гастролей и участия в фестивалях и конкурсах?
    - Очень важно, чтобы актёры выезжали и смотрели другие постановки, потому что они видят уровень своего спектакля, могут дать ему свою оценку. Мы почти на всех фестивалях в разных номинациях завоевываем награды . Один из примеров – поездка в Санкт-Петербург на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Повезли «Федорино горе». Это был единственный спектакль театра кукол, все остальные участники – драматические театры и ТЮЗы, мы прошли конкурс из 78 спектаклей и вошли в семерку. Спектакль стал лауреатом в номинациях «Лучшая работа режиссера в спектакле для детей», «Лучшая работа сценографа в спектакле для детей» и «Лучшее музыкальное оформление спектакля для детей» на XV фестивале профессиональных театров Челябинской области «Сцена-2013». О достижениях театра можно говорить много…
  ма_3.jpg ма_4.jpg ма_6.jpg ма_7.jpg   - Театр мы воспринимаем как некое волшебство, тем более театр кукол, когда куклы словно оживают в руках актёра. Есть ли у вас какая-нибудь мистическая история, связанная с куклой?
    - Насчет мистики… Меня часто спрашивают про мистику в театре кукол. Я отвечаю: никакой мистики нет. До поры до времени… Меня однажды пригласили работать на спектакль «Сон Фавна» в театр «Кукольный дом». Спектакль с куклами-марионетками. Мы приехали в одну из европейских стран на фестиваль. Развесили наших кукол перед спектаклем, у каждой от восьми до двадцати нитей. Я проверил свою куклу Фавна, актриса, работавшая с куклой – богом Эротом, тоже все проверила. Сидим, ждем начала. Ни одной души рядом не было, никто не входил. Мы берем кукол, все нити перепутаны. Вот и мистика…
  ма_5.jpg   - Расскажите о своей постановке, предстоящей премьере, «Сказке о царе Салтане» по сказке А. С. Пушкина. Чем вы удивите озерского зрителя? Раскройте секретики предстоящей премьеры для читателей сайта и будущих зрителей.
    - За автора текст читает превосходная актриса Евгения Николаевна Сокурова. Она великолепно читает стихи, что нынче редкость. Мы хотим представить на нашей сцене пушкинский текст во всей его многогранной красоте, в постановке он полностью авторский. И музыка!
- Уезжаете с какими мыслями, планами?
    - Уезжаю в Санкт-Петербург, естественно, буду работать, без работы не могу. У меня здесь было интересное дело, и поскольку я трудоголик, конечно, вкладывал душу в то, что делал. Время пролетело быстро.
- Борис Анатольевич, что бы вы пожелали своим коллегам, зрителям?
    - Зрителям пожелал бы одно: помнить, что в городе есть очень хороший театр кукол. И это не только мое мнение. Здесь удивительные актеры! Нужно обязательно приходить и смотреть спектакли. Можно даже по два раза смотреть, особенно детские. Дети, становясь старше, замечают детали, действия, посыл, которые не замечали раньше, будучи маленькими. Коллегам — работать, работать и работать. Пока мы ставим цель, которая не достигнута, то движение к ней – это движение вперед. Нет предела совершенству. И, главное, любить свое дело. Я театр «Золотой петушок» очень люблю…
ма_8.jpg   Собинформ, фото Ю. Клепиковой

Похожие новости